nabbla (nabbla1) wrote,
nabbla
nabbla1

Categories:

Колесо с того света

После того падения колесу пришлось совсем туго:


в субботу попробовал всё-таки выправить его, и пока переднее колесо снято - ещё и амортизационную вилку перебрать. В неё за всё время существования этого велосипеда не залезали, а после зимы она чего-то вообще работать перестала. Я ждал худшего, но вот такой картины не ожидал:
IMG20210411023049.jpg

Под катом страшные картинки колеса, амортизатора и бонусная Марта.


Колесо я первым же делом разобрал. Спицы и ниппеля выглядят очень пристойно. Ни одна не лопнула, сильно не сгибались, и вообще у них пробег совсем небольшой, я их новыми купил осенью специально под это колесо. Динамка тоже новая, а обод старый, с заднего колеса. Его родная задняя втулка подохла, а другая задняя втулка не подошла, т.к на 36 спиц, а обод на 32 спицы. Вот и купил я тогда эти самые 32 спицы и динамку соответствующую.
IMG20210424005511.jpg

А вот обод был гнутым:
IMG20210424005559.jpg

Я попробовал встать на него двумя ногами, на те части, что наиболее торчат кверху. Он выпрямился, но как только я его освободил - вернулся к загнутому состоянию. Тогда я проложил деревяшку посерёдке, конкретно вот эту, с надписью "гремячий", и снова наступил на обод двумя ногами, как бы выгибая его "в обратную сторону".

Обод заметно выпрямился, теперь оставалась только одна неровность, которую можно исправить и спицами:
IMG20210424010646.jpg

Начал спицевать его по-новой. Была надежда, что начну с натягивания спиц по тензометру, а потом уже выправлю неровности. Но нет, при гнутом ободе тензометр абсолютно не помощник! Когда я все спицы настроил по нему - получил аккурат то же выгнутое колесо, с которого начал!

Поэтому максимально ослабил все спицы - и начал по-новой. Сначала все вкрутил ровно до того момента, когда резьба спицы исчезает под ниппелем. Поскольку все ниппеля и все спицы одинаковые (ну, не считая разницы в длине между левыми и правыми, так и задумано, т.к слева у нас из-за предполагаемого дискового тормоза фланец сидит ближе к центру, и спицы обязаны быть короче), то это даёт хорошее "начальное приближение".

И начал все спицы закручивать по пол-оборота. В этом есть некая "дискретность", т.к всегда начинал со спицевого ключа, идущего вдоль обода, этим же и заканчивал. Поэтому через 4 "итерации" я был вполне уверен, что каждая спица вкручена на 2 оборота, и ошибки "не накапливаются".

Такой подход оказался куда более продуктивным - колесо приобрело куда более ровную форму. Никакого "яйца", только восьмёрка - ну деформирован обод, что ты с этим сделаешь. Но ещё небольшое регулирование - и уже можно жить:


Да, по-прежнему "бьёт", но тут даже часть биения - вина покрышки Петрошина за 410 рублей :) У неё почему-то нет "хорошо зафиксированного положения" на ободе - может забортоваться с перекосом. Тогда надо подспустить колесо, и чуть-чуть её пошевелить, пока не ляжет поровнее.

Но на этом видео можно заметить другую беду, деформацию вида "зонт". А именно: спицы с одной стороны, правые по видео, ВООБЩЕ НЕ ВИДНЫ ЗА ОБОДОМ! То есть обод весь целиком сдвинут в ту сторону. Понял это, когда уже стал "защёлкивать" тормоза V-Brake. Оказалось, что одна колодка сразу же трётся по ободу, а вторая далеко-далеко. Отчасти такие вещи можно подрегулировать, меняя натяжение пружинок на двух колодках, но не до такой степени!

Так что настала следующая часть - я тупо все спицы с одной стороны подтянул ещё на полоборота. Ну, предварительно достал-таки тензометр, увидел, что именно они пока что ослаблены, поэтому можно дотянуть с чистой совестью. Затем ещё небольшая регулировка - и с тормозами всё хорошо:


Не идеально, это уж точно. Но по крайней мере, не за что не цепляется, и даже при перевёрнутом верх тормашками велосипеде его биения (будь то вверх-вниз или вправо-влево) не чувствуется.

Сегодня выкатился на этом колесе. 17 километров - полёт нормальный!
IMG20210428140231.jpg

Амортизационная вилка самая простая, "пружинно-эластомерная". Суровые велосипедисты вообще считают, что это лишь "габаритно-массовый макет вилки", она как будто бы есть, но толку от неё чуть.

Пружина была основательно забита грязью и ржавчиной:
IMG20210411023044.jpg

Сколько-нибудь её отмыл, пооттирал салфетками, потом попытался часть ржавчины сточить шкуркой, но без фанатизма. И когда она приобрела хоть немного цивильный вид, вымазал её в литоле:
IMG20210411194647.jpg

Насчёт смазок тоже холиворы ведутся, дескать литол гигроскопичный, лучше бы чего-то получше. А ещё он, дескать, с алюминием в реакцию вступает. Ну, тут точно не вступит - и пружина, и внутренняя труба вилки - стальные. Этой вилке уже похрен, лишь бы какая-то смазка там была.

Долго не мог до конца разобрать вилку. Шестигранная головка настолько заросла мусором, что я просто не понимал, что там такое! А снизу кручу болт - а там всё проворачивается. В итоге пришёл к такому "рабоче-крестьянскому" методу: вкручиваю в одну из "ног" эту пружину, она прижимает деталь сверху, и она перестаёт так активно проворачиваться. И тогда ноги удаётся открутить!

Вот что я увидел. Одной ноге совсем поплохело:
IMG20210424173905.jpg

Другой получше, но следы износа есть:
IMG20210424173912.jpg

Не стал сильно заморачиваться - просто всё по-максимуму прочистил от мусора, который там скопился. И тоже ляпнул литолу, хотя львиная его доля тут же "выдавилась" наружу. Там ожидаемо нет никаких хитрых игольчатых подшипников, либо бронзовых втулок, а просто толстая фторопластовая вкладка сверху донизу, по которой эта нога и должна скользить.

Собрал всё это назад, попробовал поездить, и как ни странно, ощутил, что вилка НАЧАЛА РАБОТАТЬ! Наверное, не лучшим образом, но чувствуется, что ход стал помягче, какие-то неровности вилка явно "проглатывает". Ну и то хлеб.

Ну и Марта:
IMG20210425160712.jpg
Tags: Котики (куда ж без них), зверушки, маньяк-эколог, поездки, странные девайсы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Так ли страшно 0,99969 вместо 1?

    В размышлениях о DMA, о возможных последствиях "смешивания" старых и новых значений при выдаче целевой информации, опять выполз вопрос: насколько…

  • Как продлить агонию велотрансмиссии на 1500+ км

    Последний раз о велосипедных делах отчитывался в середине мая, когда прошёл год "велопробегом по коронавирусу". Уже тогда я "жаловался", что…

  • DMA для QuatCore

    Вот фрагмент схемы нашего "процессорного ядра" QuatCore: Справа сверху "притаилась" оперативная память. На той ПЛИС, что у меня есть сейчас…

  • "МКО через UART" в железе - 2

    Продолжим проверять этот модулёк. "Для закрепления пройденного", снова запрашиваем телеметрию, сначала 1 слово данных (командное слово 0x3701, и…

  • "МКО через UART" в железе

    Долго мучали эту штуковину на симуляции, пора уже в макет это прошить и посмотреть, как оно себя поведёт. Оставлю "основную схему" (процессор, SPI,…

  • "Ошибка на единицу" при передаче CRC

    В прошлый раз обнаружили нехорошую вещь: при передаче данных от нашего устройства, CRC начинает работать одним словом раньше, чем надо, и результат…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments