nabbla (nabbla1) wrote,
nabbla
nabbla1

Categories:

Как продлить агонию велотрансмиссии на 1500+ км

Последний раз о велосипедных делах отчитывался в середине мая, когда прошёл год "велопробегом по коронавирусу".

Уже тогда я "жаловался", что кассета (набор задних звёздочек) основательно изношена, работают только передачи 1,2,7,8, т.е "края", которыми я толком не пользовался. На той же неделе я уже купил себе новую трансмиссию: кассету, 3 цепи и даже, на всякий случай, большую переднюю звёздочку, после чего "с чистой совестью" (зная, что если что-то пойдёт не так - поставлю всё новенькое) немножко доработал старую кассету напильником, благодаря чему все скорости худо-бедно работают ещё спустя 1500 км пробега! Если точнее, я на пути домой сегодня должен "отметить" 1600 км, на старой кассете (пробег OVER 9000 км) и старой цепи (на троих пробег тот же), при том что и то и другое "бюджетные" Shimano HG40.

IMG20210518120208.jpg

Расскажу про этот способ, его достоинства и недостатки, и ещё об эпопее с фарами для динамки, всякими ловушками на дорогах, ну и бонусная Марта.


На "картинке для привлечения внимания" показана третья звезда. Звёзды в кассете стянуты между собой больше для удобства, чтобы не приходилось вручную насаживать на барабан звезду за звездой, и проставку за проставкой. Силовой роли эти заклёпочки не несут - для этого есть фиксирующая гайка (lockring). Так что можно без особого сожаления рассверлить эти заклёпки и выкинуть нафиг.

А далее моя идея была простой: перевернуть каждую изношенную звезду "на другую сторону", как виниловую пластинку на проигрывателе. Если приглядеться к зубцам, то видно, что они сношены только с одной стороны, что и не удивительно: цепь даёт нагрузку только в одну сторону. Там зубья стали очень пологими, из-за чего при малейшей нагрузке цепь проворачивается, не давая нормально ехать. А если их перевернуть - такая проблема уйдёт до тех пор, пока аналогично не сточится другая сторона зубьев.

Но просто так на барабан её не наденешь другой стороной - в звёздочке сделаны пазы. Все, кроме одного, имели одну ширину, и один-единственный, слева от "стрелочки", был гораздо более узким. Доработка напильником в том и состояла, чтобы и этот паз расширить, как раз в сторону "стрелочки"! На фото видно, что из этого вышло. Напильник взял большой, срезал немножко лишнего, но это не страшно :) Главное, чтобы налезало теперь и противоположной стороной!

Иллюстрация, почему раньше звёздочка не могла другой стороной налезть. Внизу всё в порядке, а вот вверху два паза не совпадают.
IMG20210518120438.jpg

Таким способом я "доработал" все стёршиеся звёздочки, то есть с 3-й по 6-ю, и собрал всё воедино. Сначала им надо было немного "приработаться" - когда крутишь педали, раздавалось жужжание, и даже передавалось через ноги. Но потом уже пошло более плавно, а главное, цепь перестала проскакивать под нагрузкой.

Прежде чем заняться этим безобразием, я пытался найти информацию в интернете: кто-нибудь делал подобное? Нашёл на форумах вопрос от одних "а почему бы так не сделать и продлить ресурс кассеты чуть ли не вдвое" и ответ от гуру: а вы думаете, великая фирма Шимано просто так делала фигурные вырезы на звёздочках, от нефиг делать!? Они там специально чтоб передачи легко переключались, а вы их сейчас в обратную сторону поставите, и переключаться не будет вообще! Оно вам надо!?

Ну, наверное да, будь это новенькие звёзды и новенькие цепи (одно в другое ложится очень хорошо), может они бы и не стали переключаться, поставь их другой стороной. Но у меня-то и звёзды основательно стёртые, и цепь растянутая, у меня проблема была не в том, чтоб её оттащить, а чтобы сама не слетала :) В общем, переключение передач у меня работает, не так чётко, как раньше, но жить можно.

Вот как выглядит перевёрнутая кассета некоторое время спустя:
IMG20210618133833.jpg

Самые большие две и самые маленькие две звезды - в наилучшем состоянии, т.к я по-прежнему их почти не использую. Видно, какие широкие у них зубцы. У остальных зубцы заострены, но вот что интересно - они стали почти что симметричными!

А вот сегодняшние фото:
IMG20210730144133.jpg

IMG20210730144138.jpg

Не думаю, что ресурс кассеты может вырасти прямо-таки ВДВОЕ, поскольку я использую всё ту же растянутую цепь, а она портит кассету куда активнее. У меня растяжение этих цепей приближается к 2,8%, тогда как фирменный парктуловский инструмент меряет лишь до 1%, а критическим износом считается 1,5% :) Но, сцуко, едет!

Хотя на фото выше можно заметить, насколько разболтанной стала цепь: ролики деформировались, "вдавились вовнутрь", и имеют люфт во все стороны. Пару раз с мая у меня лопались звенья цепи:
IMG20210614203411.jpg

Так что теперь всегда с собой вожу выжимку цепи и худо-бедно научился ей пользоваться. Хотя я и её уже раздолбал в ноль: стержень, которым выдавливается "пин", держался на латунной втулочке, вот она уже вся деформирована, не знаю уж, почему. Наверное, инструмент самый дешёвый, из чемоданчика BTwin.

Видимо, обычно цепь отправляется на свалку сильно раньше :)

Что меня пугает больше всего в этой истории - я мог такой изношенной цепью преждевременно ушатать переднюю звезду. У самой большой передней звезды тоже зубья заострились, и эти цепи она больше не держит, проскакивает. Так что я перешёл на вторую звезду, с ней проблем нет пока.

Однозначных рекомендаций "делай как я" дать не могу.

Работает ли оно хуже, чем новенькая трансмиссия? Однозначно хуже :) Хуже переключается, и под большой нагрузкой всё равно проскакивать начала. Я думаю, дело уже не в стёртых зубьях, а тупо в растянутой цепи - ей хоть самую новенькую кассету дай, всё равно проскакивать начнёт!

Можно ли на таком велосипеде кататься? Да можно :) Самое смешное, я даже сильного увеличения времени в пути не наблюдаю, напротив, время от времени ставлю "личные рекорды". Для поездок "на работу и домой", "на дачу и домой" вполне себе.

Сильно ли много на этом экономлю? Надо окончательно эту трансмиссию ухойдакать - и тогда станет ясно. По сути, "в минус" разве что передняя звёздочка, остальное безусловно "в плюс" - мне же "по-хорошему" просто следовало все эти цепи и кассету отправить на свалку, а они продолжают служить, как скелеты в армии некроманта :)

Вообще, я с мая начал "записывать все ходы", как раз ради этого эксперимента:
IMG20210730153448.jpg

Сколько проехал, сколько при этом сэкономил на транспорте, а сколько потратил на велик. Проехал почти 1600 км с 17 мая, сэкономил на транспорте 4228 рубля. Но на велик потратил 10 181 рубль, это три цепи, кассета, передняя звезда, ручка ("манетка") переключателя скоростей, тормозные рукоятки, ремнабор для камер, две камеры, ободные ленты и клещи для размыкания "быстросъёмного звена".

Но с другой стороны, велик уже "заработал себе" на тормозную рукоятку и переключатель скоростей, оно у меня при падении повредилось, пришлось менять:

IMG20210612211307.jpg

IMG20210612211357.jpg

IMG20210612215014.jpg

IMG20210612215733.jpg

(а где менять, как не в электричке??)

Ещё бы грипсы новые купить, этим на жаре и под действием пота совсем поплохело. Сначала они стали "пластилиновыми", а потом вообще начали рассыпаться в пыль... А то у меня новый побочный эффект Спутника-V, пальцы немеют!

Колесо как-то спустило:
IMG20210619001415.jpg

Какое неприятное место: тут и золотник рядышком (и "нарост" перед ним), и старая заплатка, хрен заклеишь. Не мудрствуя лукаво, новых пару камер купил, 249 рублей за обе две.

Так что "все вещи, на велик установленные", он окупил. А кассета, звезда и три цепи лежат даже не вскрытые :)

С осветительными приборами очередные проблемы. Заметил, что передняя фара горит только пока я еду, а как только останавливаюсь - гаснет совсем. Она так не должна делать, там ионистор! Думал, что-то там в схеме испортилось, решил хоть посмотреть, как оно выглядит. Открываю фару - а оттуда мне в руку выскакивает этот самый ионистор!
IMG20210517222922.jpg

У него выводы сначала широкие, но на самом конце сильно сужаются, чтобы пролезть в обычную дырочку на плате. Вот в этом месте его и оторвало! Ну, дело это поправимое:
IMG20210531204359.jpg

IMG20210601001321.jpg

Пока работает.

Спица лопнула на заднем колесе:
IMG20210625221102.jpg

Заменил, пока всё нормально. Это колесо "в 4 креста", для которого я спицы "собирал по сусекам".

Но оно весьма достойно держится, в сравнении с декатлоновским, которое теряло спицы в промышленных масштабах. А его я всё-таки решил переспицевать, чтобы спицы больше не попадали по вмятинам, проделанным во втулке. Снял "внешние" слои, внутренние стал перекладывать на противоположную сторону. Всё бы ничего, только из-за этих манипуляций у меня золотник попал в сужение:
IMG20210519115102.jpg

Это некомильфо (при спицевании колёс специально так выбирают, откуда начать и в какую сторону, чтобы у золотника была "прореха"), но жить можно, накачать получается без проблем. На самом деле, я не очень разобрался в "симметриях" - можно ли и золотник "освободить", и в то же время пустить спицы мимо ранее проделанных вмятин??

Заодно, пока часть спиц отсутствовала, наконец толщину фланца померял:
IMG20210519113719.jpg

Зрение не подвело, действительно тонковат.

Это колесо тоже готово к эксплуатации: заспицевал, выровнял, поставил на него свою ободную ленту, камеру и покрышку, и ещё одну старую кассету, которая теперь мне кажется не такой уж поюзанной :) Но пока его не трогаю, хочется завершить эксперимент с нынешней кассетой.

Немного грустных фоток, проясняющих, почему же это у меня спицы лопаются.
IMG20210521230804.jpg
IMG20210521230810.jpg

Дорога на дачу, зачем-то у самого края проезжей части куски асфальта вырезают. А асфальт - вещь такая, при определённом освещении в упор всего этого не видно, как-то я там всё это сосчитал. Или скорее видишь, но не можешь толком оценить, насколько они глубокие.

Под электрозаводским мостом:
IMG20210621220506.jpg

Слева гигантская опора моста, справа проносятся машины, как хочешь - так и ехай. Ну, я пешком прошёл на всякий случай, не люблю перепады высот под острыми углами...

Фигасе тархун!
IMG20210624150308.jpg

Скорее всего, эта бутылка до сих пор в магазине лежит, никто её покупать не хочет :) Но как ни странно, она вообще обесцветилась.

Новый выход с Авиамоторной, пока заколоченный.
IMG20210702150912.jpg
IMG20210702150922.jpg

Новое изобретение Собянина: противовелосипедный ров!
IMG20210713123055.jpg

Ну и Марта:
IMG20210717132810.jpg
IMG20210718205752.jpg
IMG20210718205800.jpg
IMG20210725213116.jpg
IMG20210725213119.jpg

Tags: Котики (куда ж без них), зверушки, маньяк-эколог, поездки, странные девайсы
Subscribe

  • Тестируем atan1 на QuatCore

    Пора уже перебираться на "железо" потихоньку. Решил начать с самого первого алгоритма, поскольку он уже был написан на ассемблере. В программу внёс…

  • Формулы приведения, что б их... (и atan на ТРЁХ умножениях)

    Формулу арктангенса на 4 умножениях ещё немножко оптимизировал с помощью алгоритма Ремеза: Ошибка уменьшилась с 4,9 до 4,65 угловой секунды, и…

  • Алгоритм Ремеза в экселе

    Вот и до него руки дошли, причина станет ясна в следующем посте. Изучать чужие библиотеки было лениво (в том же BOOSTе сам чёрт ногу сломит), писать…

  • atan на ЧЕТЫРЁХ умножениях

    Мишка такой человек — ему обязательно надо, чтоб от всего была польза. Когда у него бывают лишние деньги, он идёт в магазин и покупает какую-нибудь…

  • Ай да Пафнутий Львович!

    Решил ещё немного поковыряться со своим арктангенсом. Хотел применить алгоритм Ремеза, но начал с узлов Чебышёва. И для начала со своего "линейного…

  • atan(y/x) на двух умножениях!

    Чего-то никак меня не отпустит эта тема, всё кажется, что есть очень простой и эффективный метод, надо только его найти! Сейчас вот такое…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Тестируем atan1 на QuatCore

    Пора уже перебираться на "железо" потихоньку. Решил начать с самого первого алгоритма, поскольку он уже был написан на ассемблере. В программу внёс…

  • Формулы приведения, что б их... (и atan на ТРЁХ умножениях)

    Формулу арктангенса на 4 умножениях ещё немножко оптимизировал с помощью алгоритма Ремеза: Ошибка уменьшилась с 4,9 до 4,65 угловой секунды, и…

  • Алгоритм Ремеза в экселе

    Вот и до него руки дошли, причина станет ясна в следующем посте. Изучать чужие библиотеки было лениво (в том же BOOSTе сам чёрт ногу сломит), писать…

  • atan на ЧЕТЫРЁХ умножениях

    Мишка такой человек — ему обязательно надо, чтоб от всего была польза. Когда у него бывают лишние деньги, он идёт в магазин и покупает какую-нибудь…

  • Ай да Пафнутий Львович!

    Решил ещё немного поковыряться со своим арктангенсом. Хотел применить алгоритм Ремеза, но начал с узлов Чебышёва. И для начала со своего "линейного…

  • atan(y/x) на двух умножениях!

    Чего-то никак меня не отпустит эта тема, всё кажется, что есть очень простой и эффективный метод, надо только его найти! Сейчас вот такое…