nabbla (nabbla1) wrote,
nabbla
nabbla1

Categories:

Двигатели, реактивные и не очень

Тут мне от 0urob0ros передали интересный движок, СД-54-Т, причём почему-то с шильдиком на английском языке! Экспортный вариант?

IMG20210908202114.jpg

Слева более привычный для меня РД-09. Мы привыкли, что РД расшифровывается как "Реактивный Двигатель", но этот - всего лишь Реверсивный. Он не мой, "одолжил" для этого фото. Вообще странно: на него аж целую пломбу повесили, но но очень криво - обернули винт в том месте, где вообще-то должна быть прокладка, а её вообще не поставили. Когда-то за такое ОТКшникам руки отрывали, а ВПшников расстреливали!

Тот, что справа, называется Синхронный Двигатель, но вот он как раз-таки реактивный!

И немедленно разобрал!


Хотя нет, сначала я всё-таки решил поискать по нему информацию. И первые строки поисковой выдачи вызвали во мне когнитивный диссонанс: Электродвигатель типа СД-54 представляет собой конденсаторный синхронный реактивный двигатель с короткозамкнутым ротором.

Извините, но короткозамкнутый ротор - в асинхронных двигателях, разве нет? Да, в синхронных тоже в магнитопровод вставляют короткозамкнутые витки, "успокоительная обмотка", она же позволяет произвести асинхронный запуск, но чтобы весь ротор характеризовать как короткозамкнутый - такого не слышал.

Ладно, тем более надо разобрать!

Конструкция похожа на РД-09, но различия тоже есть. В том РД-09, который мне довелось разбирать (потом я его кому-то отдал), пластинка, отделяющая двигатель от редуктора, просто плотно входила, а здесь она привинчена к редукторной части, причём основательно так!
IMG20210908202552.jpg

Но главное отличие - в роторе. Не обманули - он короткозамкнутый, вида "Беличье колесо". Но вот только залит он МЕДЬЮ, а не алюминием, как обычно. Первый раз увидел беличье колесо из меди! И он в буквальном смысле доработан напильником! Обычно ротор имеет строго цилиндрическую форму, а затем ещё чем-то залит, так что его внутреннего строения вообще не видно - ни того, как сердечник набран из отдельных пластин (хотя я не до конца понимаю, зачем - обычно таким образом борются с вихревыми токами, но здесь же СПЕЦИАЛЬНО заливается медяшка, чтобы ВЫЗВАТЬ вихревые токи! Наверное, чтобы вихревые токи шли исключительно в нужном нам направлении :)), в них сделаны пазы, в которых формируются короткозамкнутые витки. Эти витки выполнены под небольшим наклоном, что несколько "выравнивает" работу, устраняя всевозможные высшие гармоники поля, которые больше вредят, чем помогают.

И вот, в этом цилиндрическом роторе срезали часть железа, ровно в четырёх местах, через каждые 90 градусов:
IMG20210908202604.jpg

А вот статор: восемь катушечек. "Нечётные" соединены последовательно и образуют первую фазу, "чётные" - вторую.
IMG20210908202532.jpg

Если бы этих катушек было 4, синхронная частота составляла бы 3000 об/мин (до редукции), т.е за 1 период в 1/50 секунды поле сделало бы полный оборот, и ротор "за ним". Но поскольку их вдвое больше, то синхронная частота: 1500 об/мин. Нам сказали, что редукция 1:15,62, поэтому вал должен вращаться 96,03 об/мин. Сверяемся с шильдиком - не обманули.

Да, это действительно синхронный реактивный двигатель, по английской терминологии: Switched Reluctance Motor, они нынче очень популярны стали, большое будущее им пророчат. В классическом синхронном двигателе в роторе должен стоять магнит. Это может быть постоянный магнит или электромагнит и контактные кольца для подачи на него тока. А здесь никакого магнита нет, вместо этого намеренно введённая асимметрия ротора. Если на одну из фаз подать ток, ротор постарается повернуться так, чтобы магнитная цепь максимально укоротилась. Проще говоря, та часть, где больше всего железа - притянется к катушкам, на которые подали ток! Вот как в самых обычных релюшках не нужен постоянный магнит, чтобы при подаче тока якорь притягивался - так и здесь.

Затем в одной фазе ток ослабевает, зато в другой усиливается - и теперь части ротора, где больше всего железа притягиваются к следующим обмоткам, вот так он и крутится, вполне себе СИНХРОННО.

Ну и взглянем, наконец, на редуктор:
IMG20210908202935.jpg

Вообще, эти два двигателя, РД-09 и СД-54 - братья-близнецы. Корпус одинаковый, редуктор одинаковый, статор одинаковый. Разница немного в роторе, и немного по конструкции.

Поначалу я не понимал, нахрена ВОТ ТАК делать редуктор - столько места пропадает!!! Лучше бы планетарную передачу поставили, она бы как раз весь объём и заняла!

И только прочитав, наконец, документацию, понял, в чём весь цимес: двигатель просят эксплуатировать "на боку" (с горизонтальным расположением вала) и залить в редуктор жидкого масла И-40А ("индустриальное масло")! И когда все шестерни лежат ниже валов ротора и выходного вала, можно не мучаться с герметизацией этих валов - масло внизу плещется, и пускай себе.

А между прочим, неплохой ресурс обещают, 18 000 часов непрерывной работы.

Кстати, можно "на глаз" определить, где та грань, что должна находиться внизу - именно в ней винт для слива масла расположен не по центру, а сбоку, чтобы быть в самой низкой точке. А оставшиеся 3 винта - посередине соответствующих граней.


Одно пока неясно: где бы его применить?
Tags: робот-мусорщик, странные девайсы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Тестируем atan1 на QuatCore

    Пора уже перебираться на "железо" потихоньку. Решил начать с самого первого алгоритма, поскольку он уже был написан на ассемблере. В программу внёс…

  • Формулы приведения, что б их... (и atan на ТРЁХ умножениях)

    Формулу арктангенса на 4 умножениях ещё немножко оптимизировал с помощью алгоритма Ремеза: Ошибка уменьшилась с 4,9 до 4,65 угловой секунды, и…

  • Алгоритм Ремеза в экселе

    Вот и до него руки дошли, причина станет ясна в следующем посте. Изучать чужие библиотеки было лениво (в том же BOOSTе сам чёрт ногу сломит), писать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments