nabbla (nabbla1) wrote,
nabbla
nabbla1

Categories:

Сапожник без сети

В этом семестре читаю сразу три предмета: "телекоммуникационные устройства" для 4-го курса, "полупроводниковые приборы" для 2-го и "корреляционные методы" для 5-го. Первый предмет - самый странный.

Наш родной МФТИ идет в ногу со временем: когда были популярны инновации, в нем появился ФИВТ - Факультет Инноваций и Высоких Технологий, когда нанотехнологии - ФНТИ - Факультет НаноТехнологий и Информатики. А на старейшем ФРТК, Факультете Радиотехники и Кибернетики, решили ввести новый предмет, пресловутые ТКУ. Никто не знал, что это такое, но звучит красиво - вы, ребятки, сами придумайте что-нибудь! Ну, старший препод Владимир Петрович Псурцев и придумал - пущай студенты промоделируют в симуляторе, а затем реализуют на ПЛИС протокол ARINC 429. Были составлены методички, которые позволяли проводить лабу "в автоматическом режиме" - студенты рассаживаются по компьютерам, открывают pdf-ник с методичкой и выполняют все что там написано: составляют схему, моделируют ее, перерисовывают в тетрадь осциллограммы, после чего приходят к преподу, показывают все что сделали и отвечают на дежурные вопросы. 90% времени препод вообще не нужен, сидит себе в уголке и скучает.

Первый раз я попал на этот предмет студентом-четверокуром. Прочитал методичку и очень сильно поник: мне уже было вполне понятно, как это все работает, но перерисовывать все в тетрадь, долго и упорно это составлять за компом, потом повторно в verilog'e для xilinx'а было ой как неохота, скука смертная. Я подошел к Владимиру Петровичу и прошу: давайте я не буду ходить на эти занятия, а под конец семестра принесу выполненную в железе "с нуля" систему передачи данных по сети 220В. "Хорошо" - ответил он - "но если она у вас не заработает, зачета не поставлю!".



Меня не выперли, следовательно, все-таки заработала. Правда, Остапа как обычно понесло, хотелось сделать конкретно для "умного дома", но так, чтобы приемные части были предельно компактные, не сильно больше клеммника, и чтобы не потребляли ничего в режиме ожидания. И сделал-таки, хоть и несколько старомодным методом - частотным разделением. Приемная часть - это симистор, управляющий электрод включен в колебательный контур на десятки кГц, в нужный момент подается через сеть колебания нужной частоты и симистор открывается - таким образом можно и просто устройства коммутировать, и мощность регулировать.

Препод возмутился, что я такое старье использую, колебательные контура, лучше бы на микроконтроллере делал, или еще лучше на ПЛИСе. Зачет, тем не менее, поставил.

Но не судьба мне была от этого предмета отделаться, пришло время - и я вернулся в качестве препода. Я помнил свои впечатления от этого предмета и теперь веду его совсем по-другому, благо, свобода действий некоторая у меня есть. Один из основных моментов - разъяснить народу, что такое волновое сопротивление и почему надо эти самые сопротивления согласовывать. Как оказалось, на факультете радиотехники этого тупо не проходят! Когда-то проходили, а сейчас много железячных дисциплин упразднили в угоду программерским. Технология у меня уже испытанная - всю теорию мы выводим с нуля, вызываю к доске по одному человеку, и они решают, начиная с лестничных цепей из резисторов (найти сопротивление бесконечной цепи), потом резисторы заменяем на катушки и конденсаторы, устремляем длину одного сегмента к нулю - уже выходит, что импеданс такой штуки чисто активный, потом можно посмотреть, как по ней сигнал распространяется и допереть, что если цепь оборвать где-то и вместо бесконечного "обрубка" поставить резистор нужного сопротивления, то ничего не изменится. И так, маленькими шагами, замечательно все выводится буквально за одну-две пары.

В этом году начал вроде неплохо, показал большие реле в прозрачном корпусе, дескать, вот на них телеграф строился, видите, как на одной и той же технологии и передача данных работала, и первые компьютеры сооружали! Снова задал задачку, как смогли изобрести телефон, не имея усилительных ламп или транзисторов, после чего показал угольный микрофон и телефон, мы их последовательно соединили, подключили к 12 вольтам и поговорили немножко из разных концов кабинета. Старый добрый угольный микрофон, по-моему, куда больше сегодня удивляет, чем смартфон. Смартфон-то понятно, там процессоры, электроника, все дела. А здесь вообще ничего нет, а работает!

Но чуть позже, когда пришла пора раздать методички, случился конфуз. Оказалось, что локальная сеть сдохла. На уроке "Телекоммуникационные устройства". Ну да, зато телефон есть. Попросил у лаборантки ключ от клозета, зашел, увидел свитч. Кабели все подключены, а блока питания тупо нет. Начал спрашивать у лаборанток и преподавателей - куда же он делся - ответа не получил, потом нашел его в картонной коробке, с наклейкой "не работает - 11.2012". От злости разломил его на две половинки прямо голыми руками и увидел вздутые конденсаторы. Делать нечего, методички пришлось раздавать на флэшках, от человека к человеку, это не так уж страшно.

Куда веселее было опять же в студенческую пору - тогда только поставили компы в эти кабинеты, очевидно, по тендеру. Так вот, сборка у них была немножко кривая - в те далекие времена разъем передней панели USB можно было воткнуть на материнку задом наперед, именно так они и были воткнуты. Стоит в такой разъем воткнуть флэшку, как она сгорает и больше не подает признаков жизни. Преподы на каждой паре предупреждали - не втыкать, но многих предупредить не успевали, потом стали заклеивать скотчем - починить было нельзя, потому как корпуса опломбированы, а по-нормальному оформить брак и заставить переделывать долго что-то не могли собраться.



Сегодня починил наконец блок питания, кроме конденсаторов пришлось еще заменить сгоревшие резистор и стабилитрон на 24 вольта, в субботу поставлю его на место. У нас не соскучишься.


P.S. Думаю, ФРТК надо переименовать во ФРИК: Факультет Радиотехники И Кибернетики!
Tags: работа, странные девайсы
Subscribe

  • Я создал монстра!

    Вот нормальная счастливая пара разъёмов ОНЦ-БС-1-10/14-Р12-2-В и ОНЦ-БС-1-10/14-В1-2-В: У розетки кроме основного выступа, отмечающего "верх",…

  • Нахождение двух самых отдалённых точек

    Пока компьютер долго и упорно мучал симуляцию, я пытался написать на ассемблере алгоритм захвата на ближней дистанции. А сейчас на этом коде можно…

  • Слишком общительный счётчик

    Вчера я чуть поторопился отсинтезировать проект,параметры не поменял: RomWidth = 8 вместо 7, RamWidth = 9 вместо 8, и ещё EnableByteAccess=1, чтобы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Я создал монстра!

    Вот нормальная счастливая пара разъёмов ОНЦ-БС-1-10/14-Р12-2-В и ОНЦ-БС-1-10/14-В1-2-В: У розетки кроме основного выступа, отмечающего "верх",…

  • Нахождение двух самых отдалённых точек

    Пока компьютер долго и упорно мучал симуляцию, я пытался написать на ассемблере алгоритм захвата на ближней дистанции. А сейчас на этом коде можно…

  • Слишком общительный счётчик

    Вчера я чуть поторопился отсинтезировать проект,параметры не поменял: RomWidth = 8 вместо 7, RamWidth = 9 вместо 8, и ещё EnableByteAccess=1, чтобы…