nabbla (nabbla1) wrote,
nabbla
nabbla1

Categories:

Размагничивание кораблей Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны

Когда-то мне рассказали про Филадельфийский эксперимент, дескать, военные пытались сделать эсминец Элдридж невидимым, используя единую теорию поля Эйнштейна, но что-то пошло не так, и эсминец телепортировался на много километров, потом вернулся назад с матросами, вмурованными в переборки. Рассказали и про "совершенно неубедительную ложь" представителей власти - эксперимент действительно был, хотели сделать корабли невидимыми... для магнитных мин, проще говоря, провести размагничивание (degauss).



На первый взгляд действительно странно - неужели такая сложная задача? Вон во всех цветных телевизорах размагничивалка стояла, катушка обвитая вокруг кинескопа и терморезистор, чтобы дать убывающую почти до нуля амплитуду тока.

Оказывается, все сложнее.

Магнитные мины срабатывают на изменение магнитного поля на несколько миллиэрстед (магнитное поле Земли около 0.5 Эрстед), поэтому усиленного железным кораблем магнитного поля Земли вполне достаточно, чтобы вызвать взрыв. Нужно было действовать хитрее: дать кораблю остаточную намагниченность такого направления, чтобы она компенсировала наведенное магнитное поле Земли. Но еще была проблема - корабль разумеется мог менять курс, но тогда менялось направление наведенного магнитного поля, приходилось по показаниям гирокомпаса включать то одной, то другой полярностью и с разной силой специальные "курсовые обмотки", которые будут компенсировать и горизонтальную составляющую магнитного поля.

Кроме того, от близких взрывов, напряжения металла во время штормов и пр. менялись его магнитные свойства - могло произойти намагничивание или наоборот, напряженный металл пойдет внезапно по безгистерезисному пути. При строительстве кораблей как-то не очень документировали магнитные свойства железа, из которого они изготовлены, иногда даже корабли одной серии были сделаны кто из магнитомягкой стали, а другие - из "жесткой", с большой величиной коэрцитивной силы.

И ведь вопрос совсем не праздный - от того, насколько грамотно пройдет размагничивание, зависили жизни моряков. Становится понятно, почему этим делом у нас занимался не кто-нибудь, а Александров А.П. и Курчатов И.В.

Выглядело размагничивание тоже весьма внушительно - вокруг корабля прокладывали толстенный кабель и подавали на него ток в несколько килоампер. Он буквально прилипал к борту и сдвинуть его с места вручную не было никакой возможности. Когда коммутируются большие токи в цепь с большой индуктивностью - хорошего не жди!


Книга написана непосредственным участником событий, он возглавлял отделение размагничивания кораблей Технического отдела Черноморского флота во время Великой Отечественной, это, можно сказать, мемуары, хотя и технику стороной он не обходит.

Торрент, яндекс.диск.
Tags: Книги, красивые решения, странные девайсы
Subscribe

  • Ремонт лыжных мостиков

    Вернулся с сегодняшнего субботника. Очень продуктивно: отремонтировали все ТРИ мостика! Правда, для этого надо было разделиться, благо народу…

  • Гетто-байк

    В субботу во время Великой Октябрьской резни бензопилой умудрился петуха сломать в велосипеде. По счастью, уже на следующий день удалось купить…

  • А всё-таки есть польза от ковариаций

    Вчера опробовал "сценарий", когда варьируем дальность от 1 метра до 11 метров. Получилось, что грамотное усреднение - это взять с огромными весами…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Ремонт лыжных мостиков

    Вернулся с сегодняшнего субботника. Очень продуктивно: отремонтировали все ТРИ мостика! Правда, для этого надо было разделиться, благо народу…

  • Гетто-байк

    В субботу во время Великой Октябрьской резни бензопилой умудрился петуха сломать в велосипеде. По счастью, уже на следующий день удалось купить…

  • А всё-таки есть польза от ковариаций

    Вчера опробовал "сценарий", когда варьируем дальность от 1 метра до 11 метров. Получилось, что грамотное усреднение - это взять с огромными весами…